О шинах.

Определяясь с тем, какие шины наилучшим образом подойдут для Вашего грузового автомобиля или автобуса, обеспечивая ему максимальные показатели по экономичности и безопасности, первым делом ответьте себе на несколько вопросов:

  • В какое время года предполагается использовать шины на транспортном средстве (лето, зима, круглогодично)?
  • Каковы климатические условия региона эксплуатации (теплая, холодная, снежная зима, сухое или дождливое лето)?
  • Каковы дорожные условия: асфальт городских улиц, где зимой лед и снег регулярно счищают, применяя реагенты, или на скоростных шоссе, где отличное покрытие, но очистка не столь регулярна, или на сельских дорогах, качество которых сильно зависит от осадков или на бездорожье, де шины должны обеспечить прежде всего высокую проходимость?
  • Каков тип перевозок (городской развоз, междугородные магистральные или региональные перевозки, перевозки по дорогам и частично без них (стройка))?

Ответы на данные вопросы помогут Вам осмыслить требования, которым должны соответствовать приобретаемые Вами шины.

Следует помнить, что выбирать шины можно не только среди моделей имеющих тоже обозначение что и на шинах уже установленных на Ваш автомобиль или автобус. Возможна покупка шин и с другим обозначением – возможные варианты обычно указывают в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Фактор сезона.

Хочется отметить, что в странах СНГ не очень широка практика использования специальных летних и, особенно, специальных зимних шин для коммерческого транспорта, особенно  - для крупнотоннажного транспорта. Поэтому, самая значительная доля приходится на всесезонные шины. Сезонные модели чаще применяют для малотоннажных грузовиков и микроавтобусов.

На заснеженной или обледенелой дороге мало эффективно использование летних шин, и наоборот, на сухом асфальте шипованные шины лучше не применять, а вот всесезонные и зимние шины теоретически можно использовать в любых дорожных условиях.

При замене летних шин на зимние расход топлива возрастает, а при движении по асфальту, шумность зимних шин больше чем летних.

Летние шины. Летние шины обычно называют дорожными, но эти два понятия не одно и то же! Летние шины предназначены исключительно для использование в теплое время года, когда температура воздуха устойчиво держится выше нуля. Как правило, такие шины делают импортные производители.

От зимних шин летние шины отличаются прежде всего, насыщенностью рисунка протектора – максимальная ширина профиля и площадь блоков шины, минимум ширины и  числа всевозможных канавок. Это дает лучшее сцепление с сухим асфальтом. Однако влажная дорога требует от рисунка протектора прямо противоположного, чем сухая поверхность, а именно максимальных размеров всевозможных канавок.

Поперечные прорези летних шин обычно делают менее широкими, чем продольные, а переход от протектора к боковине выполняют покатым. Использование в протекторе более жесткого состава резины и отсутствие у большинства моделей мелких щелевидных канавок – ламелей  - делают такие шины более стойкими к износу, а благодаря «летнему» рисунку протектора – экономичными и менее шумными, чем зимние или всесезонные шины.

Летние шины, направленный рисунок. Поперечные канавки, расположенные под углом (елочкой), расходятся от центра под углом к боковинам. В результате чего из пятна контакта эффективней отводятся влага и жидкая грязь, лучше самоочищается протектор.

Направление качения шины с направленным рисунком одностороннее, поэтому при перестановке колес с одной стороны на другую, ее придется перемонтировать, развернув на 180 градусов!

 

Дорожные шины. Тяжелую коммерческую технику комплектуют дорожными шинами. Они, как и летние шины, предназначены для использования на дорогах с твердым покрытием без снежного или ледяного покрова, но отличаются допустимостью применения даже при температуре воздуха ниже нуля (до -45 С).

 

Всесезонные шины. Понятие «всесезонные» шины нашей стране применяются в основном для легковых шин и шин для малотоннажных грузовиков и микроавтобусов. В России всесезонные шины пользуются стабильным спросом. Это обусловлено тем, что на отечественные грузовики и седельные тягачи в подавляющем большинстве случаев установлены «всесезонки». Во-вторых, Российские шинные заводы в огромных количествах и моделях производят всесезонные шины и поэтому цены на них не велики. В-третьих, в России еще не привыкли и не осознали положительные стороны от использования шин по сезону для некоторых грузовых автомобилей и автобусов.

Всегда нужно помнить! Что всесезонка в теплое время года уступает летним шинам, а в холодное время года – зимним шинам.

Рисунок всесезонных шин вобрал в себя плюсы летних и зимних шин. Обычно присутствует типичное для летних шин скругление боковин, а также препятствующие аквапланированию и повышающие курсовую устойчивость и управляемость широкие и глубокие продольные канавки. При этом, протектор имеет образованные широкими канавками боки с большим числом граней – более характерных для зимнего типа шин. А нередко еще наносят и ламели.

Нужно отметить! Ламели, рассекающие блоки протектора по всей длине от края до края, делают шину более мягкой, улучшают ее сцепление с дорогой. А ламели расположенные в центральной части блоков и не доходящих до их краев, позволяют протектору сохранить жесткость и тем самым снижают его износ. Цилиндрические ламели (круглые), практически не уменьшают полезной площади пятна контакта, но эффективно отводят тепло, препятствуя перегреву шины во время движения. Обычно их делают в боковой зоне протектора, где наиболее высока тепловая нагрузка.

 

Универсальные шины. Шины предназначенные для использования на грузовиках среднего и тяжелого класса. Они пригодны для эксплуатации не только в разное время года, но и на различном дорожном покрытии. Такие шины проигрывают в сравнении с дорожными моделями в грузоподъемности, максимальной скорости, массе, экономичности и сроке службы. Поэтому их необходимо применять лишь в случае, когда на первое место выходит требование надежного сцепления с дорогой.

 

Зимние шины. В Европе автоперевозчики давно  убедились, что эффект от применения специальных зимних шин значителен и в плане экономичности и в плане безопасности перевозок, поэтому там выпускают широкий спектр зимней «Обуви» для коммерческого транспорта различной «весовой категории». В России, как мы уже говорили, ситуация иная, поэтому нередко в холодное время года можно встретить автопоезда, которые не могут без помощи тягача въехать на совсем небольшой, но обледенелый подъем в общем-то приличной по качеству покрытия дороги.

На асфальте, особенно мокром, зимние шины в сравнении с летними снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные свойства. Зато при движении по укатанной снегом или льдом стоянке, зимние шины показывают гораздо лучшие результаты, чем летние или всесезонные шины.

Происходит это из-за рисунка протектора состоящего в основном из образованных разнонаправленными канавками блоков с множеством граней, рассеченными ламелями. Блоки проминая верхний слой укатанного снега или льда врезаются в него гранями, значительно улучшая сцепление колес с дорогой, а ламели усиливают это воздействие цепляясь за шероховатости снежного или ледяного покрова.

Для зимних шин насыщенность пятна контакта стараются делать меньше за счет укрупнения всевозможных канавок и сокращения ширины самой шины. Делается это для увеличения удельного давления колеса на поверхность дороги, чтобы блоки протектора «пробивали» верхний слой укатанного снега.

Зимние шины лучше не применять, когда дневная температура продолжительное время превышает + 10 С.

Шипованные шины. Шипованные шины на колесах грузовиков и автобусов большая редкость. Шипованные шины запрещены во всех европейских странах кроме скандинавских стран, где использование шипованных шин зимой обязательно для всех без исключения автотранспортных средств.

Использование шипованных шин для крупнотоннажных автомобилей не до конца исследовано, и не существует одного мнения, будут ли шипы при движении по очищенному асфальту под большим весом транспортного средства постепенно прокалывать стандартные шины, или нет, а специальных шин большого диаметра, предназначенных для монтажа шипов, пока нет.

Замена обычных шин на шипованные при движении малотоннажного автомобиля по укатанному снегу, и особенно, по льду, ведет к улучшению динамики, курсовой устойчивости и тормозных свойств автомобиля. Но на асфальте перечисленные плюсы оборачиваются минусами. Поэтому, выбор между обычными и шипованными зимними шинами неоднозначен и зависит от условий их применения.

При сравнении двух одинаковых автомобилей при движении по льду, при установленных на одном из них шипованных шин, происходит уменьшение тормозного пути и возрастает разгонная динамика на 10-15%.

При установке шипованных шин на все колеса грузовиков их тормозной путь сокращается примерно в 2,5 раза, по одной шине на два передних колеса и по одной шине на каждое сдвоенное заднее колесо – приблизительно в 2 раза. На прицепе и полуприцепе должно быть больше колес с шипованными шинами, чем на тягаче. В идеале – все колеса автопоезда должны быть с шипованными шинами.

Скорость прохождения поворота грузовиком на шипованной шине возрастает на 1,75-2 раза.

По данным испытаний, недопускается использование автомобилей с обычными шинами на передних колесах при шипованных задних, а также использование «неошипованного» прицепа или полуприцепа с тягачом, у которого установлены шипованные шины.

Следует упомянуть, что после установки новых шипованных шин первые 200 км. не стоит превышать скорость более 60 км/ч, а отказаться от резкого трогания и торможения лучше на протяжении 1000 км. 

 

Фактор дороги.

При выборе автомобильной шины обратите внимание на рисунок протектора не только в связи со сменой времен года. В значительной степени выбор будет зависеть от дорожных условий в которых будет эксплуатироваться грузовик или автобус. Будут ли это шины с дорожным рисунком, с рисунком повышенной проходимости или универсальным (одинаково пригодным для использования на асфальтовых дорогах, гравийных или грунтовых).

Шины с дорожным рисунком протектора. Предназначены для использования на дорогах общего пользования с асфальтовым дорожным покрытием. Только на таком покрытии они обеспечат максимальные характеристики устойчивости, управляемости, экономичности, требуемые динамические и тормозные свойства. Такие шины на грунтовых дорогах и на бездорожье не смогут обеспечить всех перечисленных характеристик.

Шины с универсальным рисунком протектора. Предназначены для грузовых автомобилей, которые предполагается использовать на дорогах, как с асфальтовым покрытием, так и без такового. Их применение – надежное сцепление с дорогой, а скоростные параметры, грузоподъемность, экономичность и долговечность отходят на второй план.

Обычно в центральной части протектора таких шин универсальный рисунок, а по бокам – развитые грунтозацепы, улучшающие сцепление шин при движении по мягкому грунту или снегу.

Используются, как правило, на самосвалах, строительной технике, лесовозах, сельскохозяйственной технике.

Шины с рисунком протектора повышенной проходимости. Шины с развитыми грунтозацепами, образованные глубокими канавками (их ширина обычно соразмерна ширине  блока). Значительная глубина канавок нужна для обеспечения уверенного движения автомобиля по грунтам малой плотности или глубокому снегу. Большая ширина канавок, а также направленный рисунок (у большинства моделей) помогают шине самоочищаться.

На дорогах с асфальтовым или бетонным покрытием автомобиль на таких шинах эксплуатироваться может, но при этом, у него будет значительно  расход топлива (на 20-40%), а управляемость, наоборот, хуже, особенно на высоких скоростях, по сравнению с автомобилем на дорожных шинах.

Фактор перевозок.

Современная автомобильная коммерческая техника создается таким образом, чтобы конструктивно отвечать тому или иному типу автомобильных перевозок. Естественно шины, как один из важнейших элементов конструкции транспортных средств, тоже были затронуты такой специализацией.

Международные и междугородные перевозки. Постоянные нагрузки и скорость, редкие остановки и торможения, почти полное отсутствие резких поворотов, качественное покрытие с водоотводной системой и уборка в любое время года – вот этим факторам отвечают современные шины для дальних перевозок. Это щадящие условия для шин. Поэтому основное усилие направлено на снижение сопротивления качению и расходу топлива, поддержанию курсовой устойчивости и управляемости на высоких скоростях.

Поверхность протекторов таких шин, в отличие от шин предназначенных для других типов перевозок, практически не занято всевозможными канавками. Подобный подход ведет к увеличению износостойкости и долговечности.

Региональные перевозки. При транспортировки грузов на средние и малые расстояния работа шин несколько сложнее. Автомобили совершают рейсы как по высококачественным автомагистралям, так и по дорогам где качество покрытия может быть не очень хорошим, очистка проводится не регулярно, а водоотвод не предусмотрен. Частые заезды в мегаполисы, частые движения в пробках, а значит и частые торможения, множество поворотов частая необходимость резкого маневра – вот среда обитания шин в региональных перевозках.

У таких шин более часто встречаются поперечные канавки (для лучшего сцепления на плохо очищенной дороге), а продольные канавки углубляют (или увеличивают их число), чтобы в ущерб долговечности улучшить отвод влаги из пятна контакта с дорогой, и тем самым, улучшить надежность торможения и управляемости.

Городские перевозки. Условия эксплуатации близки к региональным, но с более частым троганием с места и торможением автомобиля. Прохождение поворотов на высоких скоростях или с торможением.  Это ведет к высокому нагреву и стиранию шин.

Строительные и им подобные перевозки. Шины, установленные на автомобили должны обеспечивать уверенное движение самосвала, крана, или бетономешалки на стройплощадке, по размытому песку, глине или гравию, с другой – позволить этим машинам динамично и безопасно двигаться по асфальтовому покрытию. Рисунок протектора таких шин универсальный.

Протекторы таких шин имеют значительные как продольные, так и поперечные канавки, которые для лучшего очищения часто располагают «елочкой».

Перевозки в условиях бездорожья. Осуществляются исключительно на шинах с рисунком протектора повышенной проходимости, поскольку при ином рисунке протектора нельзя гарантировать проходимость автомобиля на грунтовых дорогах и на бездорожье.

Фактор оси.

Современные модели шин большинства зарубежных и некоторых отечественных производителей, предназначенных для коммерческих автомобилей и автобусов среднего и тяжелого классов, в зависимости от позиции установки делятся на три основные группы: шины для ведущей оси, шины для управляемой оси и шины для оси прицепа (полуприцепа). В этом есть своя логика: на каждой из этих позиций условия эксплуатации шин несколько различаются.

Передняя ось. Именно от нее, в первую очередь,  зависит направление движения автомобиля. Масса грузовика при торможении перераспределяется между осями, в результате чего нагрузка на передние колеса значительно возрастает. Особенно важно обеспечить надежное сцепление с дорогой во время поворотов и замедлении, максимально снизить риск возникновения эффекта аквапланирования.

Значит, на шины передней оси ложится основная ответственность за управляемость и тормозные свойства автомобиля.

Поэтому у протекторов широкие и глубокие, четко выраженные продольные канавки для вбирания воды из пятна контакта. Поперечные канавки наоборот, стараются сделать как можно меньше – резкое увеличение нагрузки может послужить причиной разрыва у поперечных канавок. (Исключением составляют зимние шины).

Задняя ведущая ось. Приводит в движение автомобиль, для чего необходимо уверенное сцепление с поверхностью дороги в любом ее состоянии. Поэтому протектор шин ведущих колес всегда имеет достаточно широкие поперечные канавки, размер которых тем более, чем в более сложных условиях предстоит работать автомобилю.

Шины прицепа или полуприцепа. Этим шинам выпала самая простая задача. Поэтому такие шины делают похожими на шины для колес управляемой оси с той лишь разницей, что широких продольных канавок у них может не быть, а поперечных канавок не может быть и вовсе.

Шины для задней поддерживающей или управляемой оси. На такие позиции обычно ставят те же шины, что и на колеса передней оси.




Copyright 2003-2004 - AVTOSTOCK.RU
Design by Sergus